Призраки в тундре
5 ноября 1942 г. с маневренного аэродрома, расположившегося недалеко от поселка Поной, для прикрытия советского морского транспорта, идущего в Архангельск из Белушьей Губы, взлетело два дальних истребителя Пе-3 из 2-й эскадрильи 95-го ИАП Особой морской авиационной группы. Ведущим был лейтенант А. Устименко, а ведомым — старший сержант В. Горбунцов. Через полтора часа им на смену взлетели «пешки» лейтенантов Константина Усенко и Сергея Нюхтикова. Однако у последнего вышел из строя один двигатель, и Усенко продолжал дальнейший полет уже в одиночестве.
Его встреча с первой парой состоялась над морем в назначенном районе, недалеко от транспорта, который следовал курсом к горлу Белого моря. Устименко и Горбунцов «сдали пост» и повернули на юго-запад. Когда же лейтенант Усенко, выполнив задание, приземлился на своем аэродроме, выяснилось, что они так и не вернулись…
Спустя 47 лет, в 1989 г., поисковики обнаружили в тундре в обмелевшем болотце останки двухмоторного самолета. При детальном обследовании оказалось, что это одна из тех самых исчезнувших «пешек» — Пе-3 № 40415 лейтенанта Устименко. В кабине находились останки трех членов экипажа. Но самое удивительное было то, что оба борта самолета были изрешечены пушечно-пулеметными очередями. При этом многие пробоины имели крупный диаметр, не меньше 30 мм. Что за призрак сбил «пешку» вдали от фронта, так и осталось неизвестным.
Позднее в глухой тундре к востоку от Архангельска обнаружилось еще одно место, повергшее в шок местных поисковиков. В районе Окулова озера находилась большая песчаная площадка с плотно уложенными на ней металлическими пластинами. Это был секретный немецкий аэродром в глубоком советском тылу! На краю взлетного поля еще стояли сгнившие деревянные строения, в которых нашлись вещи обслуживающего персонала Люфтваффе и запчасти к радиостанции. Потом в окрестностях аэродрома нашли еще и бочки из-под авиационного бензина с немецкой символикой.
Однако на этом сенсационные находки не закончились. Тайные аэродромы также были обнаружены у села Мегра, расположенного на побережье Белого моря, в 76 км северо-восточнее городка Верхняя Золотица, у села Погорелец, на берегу Мезенского залива, а также в Лешуконском районе на реке Мезень, в 250 км восточнее Архангельска.
Таким образом, подтвердилось, что в годы войны в малонаселенных северных районах Советского Союза была создана сеть секретных аэродромов Люфтваффе. Понятно, что они не предназначались специально для перехвата Пе-3, которые, по сути, не представляли никакой угрозы для немцев. Возможно, что эти двухмоторные истребители просто появились в ненужное время в ненужном месте и стали свидетелями некой тайной операции.
Секретные немецкие авиабазы существовали не только на Крайнем Севере, но и в Вологодской области. Этот район также был малонаселенным, глухие леса перемежались с непроходимыми болотами и пустошами. Поэтому спрятать там аэродром не составляло особого труда.
Все они в первую очередь создавались в интересах диверсионной деятельности. Через Вологодскую и Архангельскую области проходили важнейшие железные дороги, по которым в центральные районы СССР доставлялись ленд-лизовские грузы из портов Мурманска и Архангельска, каменный уголь из Воркутинского бассейна и т. п. Поэтому во второй половине 1942 г. Абвер и РСХА начали массовую заброску в эти районы своих диверсионных групп.
В июне 1942 г. в пустынных окрестностях Вологды и Череповца с самолетов Ju-52 были произведены несколько выбросок групп по 4—12 человек. В их число входили и диверсанты из т. н. учебного полка «Бранденбург», которых высаживали в пустынных районах вдоль железной дороги с целью совершения диверсий. Посты ВНОС Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО только в течение одного этого месяца зафиксировали 38 самолето-пролетов противника в ночное время суток, и в основном это были именно самолеты с диверсантами.
В ночь на 29 августа две группы «бранденбуржцев» были выброшены в районе Мурманской железной дороги. После приземления десантники рассредоточились вдоль магистрали и взорвали полотно одновременно в двух местах, надолго нарушив движение поездов.
В начале сентября диверсионная группа высадилась в 80 км северо-западнее Сыктывкара. Она имела задачу взорвать железнодорожный мост через реку Вычегда, по которому проходила единственная магистраль, связывавшая Воркуту с центральными районами страны. Первоначально операция развивалась успешно, и десантникам удалось перестрелять всю охрану объекта без потерь со своей стороны. Но взорвать мост они не успели. Неподалеку работали заключенные из близлежащего лагеря ГУЛАГа, которые, вместо того чтобы присоединиться к диверсантам, напали на них и буквально передушили голыми руками.
Надо отметить, что осенью 1942 г. начался настоящий прилив немецких шпионов по всей Европейской части СССР. Одиночные заброски диверсионно-разведывательных групп чередовались с массированными десантами. Так, 17 сентября самолеты-призраки провели выброску многочисленных групп вокруг Бологого. В начале октября десанты наблюдались в Ярославской, Пензенской и Саратовской областях.
Эстонцы в северных лесах
В период с 24 августа по 29 сентября 1942 г. бомбардировщики Ju-88 из KG30 «Адлер» произвели шесть массированных налетов на Архангельск. В результате предприятиям и жилым кварталам был нанесен большой ущерб, а портовые сооружения были практически разрушены. Это затруднило разгрузку судов с американской техникой и ее дальнейшую отправку. Чтобы окончательно парализовать эту трассу ленд-лиза, немцы решили выбросить на железной дороге Архангельск — Вологда диверсионную группу, состоявшую из тринадцати эстонцев, служивших в финской армии.
Десантирование было проведено 1 сентября в районе станции Коноша. Высадка прошла успешно, и все диверсанты быстро скрылись в лесных просторах. После этого в течение двух месяцев эстонцы, разделившись на мелкие группы, взрывали железнодорожное полотно, пуская под откос эшелоны с американскими танками, топливом, тушенкой и другими грузами, а также выводили из строя линии связи. При этом всякий раз им удавалось скрыться незамеченными. О своих успешных действиях диверсанты регулярно сообщали по рации.
В район Коноши были стянуты армейские части, дислоцировавшиеся на территории Архангельской и Вологодской областей, которые совместно с истребительными батальонами прочесывали тундру, участок за участком, но все безрезультатно. Единственным успехом энкавэдэшников стал перехват радиообмена, происходившего между диверсантами и их центром. Радиопеленг показал, что передачи велись из глухих болотистых мест. Контрразведчикам удалось расшифровать некоторые радиограммы. Из них стало известно, что немцы решили эвакуировать группу. Для этого эстонцам было предписано прибыть на озеро Лача, расположенное в 80 км к северо-западу от Коноши.
Вскоре на берегах озера, которое, кстати, довольно большое, затаились несколько засад. Раннее осеннее утро 22 октября поначалу не предвещало ничего интересного. На воде стелился утренний туман, промерзшие бойцы НКВД и курсанты военного училища нервно осматривали маложивописные окрестности, думая в основном о том, как бы согреться. Вдруг тишину нарушил едва различимый гул моторов. Все посты тотчас схватились за бинокли и оружие.
И вот с северо-запада появился гидросамолет, на котором были отчетливо различимы немецкие кресты. Он приводнился на озеро и остановился недалеко от берега. Это был Не-115С-1 «8L+IH» Карла Хельфа (Karl Helf) из 1-й эскадрильи Kii.Fl.Gr.906, уже не раз выполнявший подобные спецрейсы. Через некоторое время откуда-то из прибрежных зарослей появились и неуловимые эстонцы. Сразу после этого по ним и качающемуся на мелких волнах гидросамолету был открыт огонь из винтовок и одного пулемета. Однако находившиеся на этом участке курсанты палили не очень метко. В итоге пятеро диверсантов все же смогли запрыгнуть в самолет, а остальные снова скрылись в густых зарослях на берегу.
Хельф, получивший в ходе обстрела тяжелое ранение, все же смог запустить двигатели. «Хейнкель» пошел на взлет и, несмотря на бешеный пулеметный огонь с берега, поднялся в воздух. Однако оказалось, что был пробит маслобак левого двигателя. Поэтому, пролетев около тридцати километров, Не-115 совершил вынужденную посадку на Юнг-озере. После этого четверо эстонцев и бортмеханик самолета скрылись. Но далеко уйти им не удалось, и вскоре группу окружили бойцы НКВД. Немецкий летчик застрелился, а эстонцы предпочли сдаться. Вскоре были пойманы еще несколько диверсантов, уходивших на запад в сторону линии фронта. Но отдельным диверсантам все же удалось просочиться в глухие леса и уйти от погони.
Позднее немцы и финны не раз использовали свои гидросамолеты для заброски диверсантов и их эвакуации. Иногда их удавалось перехватить русским. Так, 4 июля 1943 г. Не-115 при
Не-115C-1 «8L+IH» из 1-й эскадрильи Ku.Fl.Gr.906, база Сантахамина, на побережье Финского залива, в 9 км юго-восточнее Хельсинки, 8 октября 1942 г. Через два дня этот гидросамолет был потерян во время неудачной эвакуации диверсионной группы с озера Лача в Архангельской области Неизвестный экипаж Не-115C-1 из Ku.Fl.Gr.906
посадке на одно из мелких озер в тылу 7-й отдельной армии был обстрелян отрядом морской пехоты Онежской военной флотилии и затонул. Три члена его экипажа попали в плен.
В начале 1943 г. в финском городе Рованиеми была организована разведшкола для подготовки «полярных» шпионов и диверсантов. В июле таким же обучением занялась и абвергруппа-204 в Пскове. После окончания подготовки агентов поодиночке или мелкими группами прямо с соседнего псковского аэродрома переправляли в глубокий советский тыл. Иногда полеты совершались на расстояние 1800 км и более. Поэтому самолеты-призраки нередко использовали для промежуточной посадки секретные аэродромы в Архангельской и Вологодской областях. Агенты получали задания организовывать взрывы на железнодорожном транспорте, уничтожать базы, склады и другие объекты, проводить антисоветскую пропаганду и уничтожать офицеров Красной Армии и НКВД.
Помимо секретных аэродромов, немцы создали в Советском Заполярье и целую сеть тайных военно-морских баз. О секретной подскальной базе подводных лодок на острове Земля Александры уже говорилось выше. Крупная база Кригсмарине существовала и в дельте реки Лена. Именно там в 1963 г. среди камней горной осыпи были найдены останки немецкого унтер-офицера подводника. А в 1975 г., через тридцать лет после окончания войны, неподалеку, на одном из островов под названием Столб, была обнаружена и сама база. Немцы построили там двухсотметровый бетонный причал высотой пять-шесть метров и топливный склад, соединив их узкоколейной железной дорогой. База была скрыта от ветра стометровой скалой, за которой располагалась площадка, где были складированы около 600 бочек с соляркой и керосином по 300 литров каждая.
Каковы были цели ее постройки, до сих пор остается тайной. Размеры базы позволяют предположить, что она предназначалась не только для подлодок, но и для крупных надводных боевых кораблей типа тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Но самое загадочное заключается в том, каким образом на побережье моря Лаптевых было доставлено немалое количество строительных материалов, потребовавшихся для ее возведения?
Другие секретные базы подлодок Кригсмарине находились также и в устьях рек Обь и Енисей. По одной из версий, немцы планировали использовать все базы как исходные точки для подъема вверх по течению всех этих рек с целью внезапного захвата Якутска Красноярска и Новосибирска. Немцы были замечены и на полуострове Таймыр, где они, по некоторым данным, даже вели некие секретные геологические работы.
Не будет большой фантастикой, если предположить, что туда приходили не только одни субмарины, но летали и самолеты Люфтваффе, которые могли дозаправляться на секретных аэродромах в Архангельской области.
Странные самолеты на поляне
По имеющимся сведениям, секретные авиабазы Люфтваффе могли существовать и в других тыловых районах Советского Союза, в частности в Поволжье.
К северо-востоку от Горького (ныне Нижний Новгород) начинается большой массив глухих, местами непроходимых лесов, постепенно переходящих в тайгу. Тогда единственными крупными населенными пунктами были расположенные на железной дороге, идущей почти по прямой в направлении г. Киров, станции Семенов, Урень и Шахунья. Их разделяли 50–70 км практически безлюдной местности. Лишь в районе поселка Сухобезводное, расположенного между Семеновым и Уренью, плотность «населения» резко возрастала, там располагались сразу несколько лагерей ГУЛАГа. Наблюдение за небом в этом обширном секторе осуществляли малочисленные посты ВНОС, находившиеся в Семенове, Керженце, Воскресенске, Красных Баках, Линде и Шахунье. Противовоздушная же оборона вообще отсутствовала.
Осенью 1941 г., когда немецкие войска рвались к Москве, возникли серьезные опасения, что война дойдет и до Горьковской области. 3 ноября вышли директивы Главного управления ВВС РККА № 111-04 и 7420, согласно которым в районах Линды, Шахуньи, Урени и Семенова были построены оперативные аэродромы со спецсооружениями. Однако в скором времени они были заброшены и никогда не использовались. Вся эта обширная территория, даже с аэродромами, являлась практически идеальной для выброски диверсионных и шпионских групп.
Так, поздно ночью 10 июня 1942 г. поступило сообщение от постов ВНОС о шуме моторов неизвестного самолета. В Горьком сначала было введено «Угрожаемое положение № 1», а затем в 01.54 по местному времени по приказу командующего Горьковского корпусного района ПВО генерал-майора А. А. Осипова была объявлена воздушная тревога. Батареи 742-го и 90-го зенитных артполков и Горьковского зенитного училища открыли огонь и выпустили в небо около 400 снарядов. Однако никаких самолетов над городом не пролетало, и в 02.38 штаб ПВО передал сигнал «Отбой воздушной тревоги».
В ночь на 16 июня в Горьком вновь объявили воздушную тревогу. Невыспавшиеся жители многочисленных городских районов и поселков устремились к укрытиям во дворах и подвалах, десятки групп самозащиты и формирований МПВО заняли свои боевые посты на крышах зданий. Однако время шло, зенитки не стреляли, и никаких самолетов снова не пролетало. Зато в Ворошиловском районе (ныне Приокский район) кто-то пустил три осветительных ракеты в направлении промышленной зоны, одновременно еще две ракеты взвились над Горьковским автозаводом.
Гудки сигналов воздушной тревоги звучали в Горьком и в ночь на 26 июня, однако и на этот раз никакой бомбежки не было. Вполне возможно, что наблюдатели постов ВНОС действительно слышали шум самолета, только он направлялся не бомбить город, а следовал к месту выброски шпионов за Волгой.
В короткие июльские ночи покой жителей районов Горьковской области снова периодически нарушался доносящимся откуда-то с неба гулом авиационных моторов, воем сирен воздушной тревоги и грохотом зениток. При этом никаких бомбежек опять же не было, и что это за самолеты-призраки и куда они летят, оставалось только догадываться.
Так, в ночь на 24 июля в 02.05 по местному времени наблюдатель Нарков с вышкового поста № 2 Горьковского автозавода услышал отдаленную артиллерийскую стрельбу в районе Сормова. Об этом он сразу же сообщил в заводской штаб МПВО. Через минуту аналогичное сообщение пришло с ВНП № 1 от наблюдателя Рябухова. В 02.14 пальба в Сормовском районе прекратилась, но Нарков увидел отдаленные вспышки выстрелов в районе Балахны. Через минуту в пустынном промежутке между автозаводом и Сормовом вспыхнуло какое-то пламя. Огонь горел некоторое время, но потом погас. Вероятнее всего, кто-то пытался подать самолетам сигнал с земли. В 02.16 стрельба всюду прекратилась и снова наступила тишина. Кто в кого стрелял и что за самолет пролетал мимо Горького, осталось неизвестным. Это опять мог быть транспортник с диверсантами.
Однако, по всей видимости, немцы не ограничивались лишь выброской шпионов на парашютах. Жители Семеновского района, один из которых работал егерем, впоследствии вспоминали, что во время дальних переходов по лесам они неоднократно видели снижающиеся и заходящие на посадку самолеты. Эти очевидцы утверждали, что на них не было никаких опознавательных знаков. А в один из своих походов егерь обнаружил посреди лесной глуши большую поляну, на которой стоял самолет! При этом рядом с двухмоторной машиной беззаботно курили летчики.
Не решившись подойти ближе, егерь побежал в райцентр сообщить об увиденном. Поначалу ему просто не поверили, но затем все же выслали бойцов местного истребительного батальона на разведку. Добравшись по лесным дебрям до той самой поляны, ополченцы не нашли самолетов, однако на земле были отчетливо видны следы их колес. После обследования местности были обнаружены окурки, какие-то распакованные контейнеры и следы, терявшиеся в ближайшей чащобе…
Таким образом, в Поволжье вполне мог существовать секретный аэродром Люфтваффе, использовавшийся для доставки и снабжения диверсионных групп, а возможно, и для каких-то других целей. Предположительно он находился в 90—100 км северо-восточнее Горького. По одной из версий, немцы попросту могли периодически использовать заброшенный советский оперативный аэродром, построенный в этих местах согласно упоминавшимся выше директивам Главного управления ВВС РККА.
Осенью 1942 г. Абвер разработал диверсионную операцию «Волжский вал». Ее замысел заключался в одновременном выведении из строя железных дорог, связывающих западные районы СССР с Уралом и Средней Азией. Для этого предполагалось забросить в Ярославскую, Горьковскую, Куйбышевскую и Саратовскую области большие группы диверсантов, чьей задачей был взрыв четырех железнодорожных мостов через Волгу. Подробности этой секретной операции до сих пор остаются тайной, известно лишь, что на территории Борского района Горьковской области местный истребительный батальон и сотрудники НКВД действительно вели бой с большой группой немецких десантников, пытавшихся прорваться к мосту через Волгу. И вышли они к этому важнейшему стратегическому объекту как раз из глухих дебрей семеновских лесов, где и мог располагаться секретный аэродром. _________________ Всегда на связи!
Добавлено: Пн Авг 05, 2013 11:11 am Заголовок сообщения:
Пролет над Саровом
Продолжим коллекцию случаев пролета самолетов над Саровом в те времена, когда законодательных ограничений на это не было.
В публикации «Черчилль над Саровом» (№10 от 6 марта) речь шла о том, что 12 августа 1942 года самолет американского производства «Либерейтор» с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем на борту пролетел над Саровом, затем над Арзамасом был встречен двумя английскими истребителями «Харрикейн» с красными звездами и сопровожден до Центрального аэродрома Москвы.
У читателей возник вопрос, а была ли необходимость в наличии боекомплектов на истребителях, участвующих в почетном эскорте самолета Черчилля?
С октября 1941 г. среднее Поволжье было для немецких самолетов-разведчиков самой безопасной зоной полетов над Советским Союзом. Тогда почти каждую неделю над Горьковской областью пролетали немецкие самолеты. И ни разу их полеты не удавалось прервать.
Обнаглев от безнаказанности, они даже стали представлять угрозу для пассажирских самолетов, в особенности летавших по трассе Москва – Арзамас – Куйбышев. Разведывательный «Юнкерс» Ju-88 был хорошо вооружен и мог атаковать авиалайнер. В начале июля 1942-го пилот одного из пассажирских самолетов доложил, что в районе Арзамаса его обстрелял самолет, похожий на Ju-88. В связи с этим эскортирование правительственных самолетов на маршруте от Москвы до запасной столицы – Куйбышева было поручено 126-му истребительному полку, вооруженному американскими истребителями П-40 «Киттихаук». Почему для эскорта Черчилля были привлечены самолеты другого полка, вооруженного английскими «Харрикейнами», остается загадкой. _________________ Всегда на связи!
Добавлено: Пн Авг 05, 2013 11:14 am Заголовок сообщения:
Если говорить о самолетах с иностранными опознавательными знаками, летавших над Горьковской областью в те времена, то чаще это были двухмоторные самолеты с крестами на крыльях и нацистской свастикой на киле. Самолеты-разведчики и бомбардировщики типа «Юнкерс-88» и «Хенкель-111» различных модификаций пролетали в Горьковскую область в основном по трем маршрутам. По одному из них они обходили Московский район ПВО южнее Тулы и приходили в Арзамас с юга-юго-запада, и это означает, что они пролетали над Саровом, более того, возможно, использовали его как ориентир. (Вот бы посмотреть аргументы сторонников уничтожения нашей колокольни в 50-е годы.)
Ограничимся пока судьбой разведчика Ju-88, пролетевшего над Саровом за две недели до Черчилля. Он благодаря летчику Петру Ивановичу Шавурину, применившему «метод тарана», остался в Горьковской области навсегда. А Петр Иванович за это в 1977 году стал почетным гражданином города Горького, теперь Нижнего Новгорода.
Добавлено: Пн Авг 05, 2013 11:15 am Заголовок сообщения:
КартинкаПролет над Саровом
Продолжим коллекцию случаев пролета самолетов над Саровом в те времена, когда законодательных ограничений на это не было.
В публикации «Черчилль над Саровом» (№10 от 6 марта) речь шла о том, что 12 августа 1942 года самолет американского производства «Либерейтор» с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем на борту пролетел над Саровом, затем над Арзамасом был встречен двумя английскими истребителями «Харрикейн» с красными звездами и сопровожден до Центрального аэродрома Москвы.
У читателей возник вопрос, а была ли необходимость в наличии боекомплектов на истребителях, участвующих в почетном эскорте самолета Черчилля?
С октября 1941 г. среднее Поволжье было для немецких самолетов-разведчиков самой безопасной зоной полетов над Советским Союзом. Тогда почти каждую неделю над Горьковской областью пролетали немецкие самолеты. И ни разу их полеты не удавалось прервать.
Обнаглев от безнаказанности, они даже стали представлять угрозу для пассажирских самолетов, в особенности летавших по трассе Москва – Арзамас – Куйбышев. Разведывательный «Юнкерс» Ju-88 был хорошо вооружен и мог атаковать авиалайнер. В начале июля 1942-го пилот одного из пассажирских самолетов доложил, что в районе Арзамаса его обстрелял самолет, похожий на Ju-88. В связи с этим эскортирование правительственных самолетов на маршруте от Москвы до запасной столицы – Куйбышева было поручено 126-му истребительному полку, вооруженному американскими истребителями П-40 «Киттихаук». Почему для эскорта Черчилля были привлечены самолеты другого полка, вооруженного английскими «Харрикейнами», остается загадкой.
Если говорить о самолетах с иностранными опознавательными знаками, летавших над Горьковской областью в те времена, то чаще это были двухмоторные самолеты с крестами на крыльях и нацистской свастикой на киле. Самолеты-разведчики и бомбардировщики типа «Юнкерс-88» и «Хенкель-111» различных модификаций пролетали в Горьковскую область в основном по трем маршрутам. По одному из них они обходили Московский район ПВО южнее Тулы и приходили в Арзамас с юга-юго-запада, и это означает, что они пролетали над Саровом, более того, возможно, использовали его как ориентир. (Вот бы посмотреть аргументы сторонников уничтожения нашей колокольни в 50-е годы.)
Ограничимся пока судьбой разведчика Ju-88, пролетевшего над Саровом за две недели до Черчилля. Он благодаря летчику Петру Ивановичу Шавурину, применившему «метод тарана», остался в Горьковской области навсегда. А Петр Иванович за это в 1977 году стал почетным гражданином города Горького, теперь Нижнего Новгорода.
Картинка
Казалось бы, в таком случае должны быть известны даже мелкие подробности. Но история эта оказалась очень запутанной. С десяток источников, которые я просмотрел, начиная с публикации 1942 года в газете «Красная Звезда», двух представлений к званию Героя Советского Союза и кончая справкой архивной службы Правительства Нижегородской области 2010 года, противоречат друг другу в деталях, а некоторые – и здравому смыслу, учитывая возможности техники того времени.
Поэтому выберем тот сценарий событий, который описывает в своих воспоминаниях сам Петр Иванович.
27 июля ранним утром на аэродром Правдинск-Истомино поступило привычное донесение от постов ВНОС (посты воздушного наблюдения, оповещения, связи): одиночный самолет вошел в пределы Горьковской области с юго-запада и приближается к Арзамасу.
На перехват поднялись несколько самолетов 722-го ИАП ПВО (истребительного авиаполка противовоздушной обороны), в том числе два МиГ-3 старшего лейтенанта Шавурина и лейтенанта Трубачева. (Наконец-то в рассказе о событиях в Горьковской области появляются истребители советского производства, а то все иностранные – английские, американские, немецкие).
Шавурин вспоминал: «Вижу под собой Арзамас, заметил инверсионный след над головой. Значит, враг только что прошел здесь.
В это время Трубачев доложил мне, что у него вышло из строя кислородное оборудование». (Без подпитки кислородом можно летать лишь на высотах до 4,5 -5 км. На больших высотах неизбежна потеря сознания).
Приказав ведомому снижаться, Шашурин развернулся и отправился обратно, решив перехватить противника на отходе.
Дело в том, что над Горьким самолеты-разведчики обычно пролетали курсом с востока на юго-запад. Такая тактика уменьшала вероятность их встречи с советскими истребителями. _________________ Всегда на связи!
Добавлено: Пн Авг 05, 2013 11:16 am Заголовок сообщения:
Тем временем Ju-88D прошел по большой дуге над Волгой и проследовал над Горьким. В 9.20 в городе была объявлена воздушная тревога. Выполнив аэрофотосъемку, самолет-разведчик взял курс на запад. Однако в районе Дзержинска его уже поджидал Шавурин. Нашему летчику повезло, и вскоре он увидел противника, атаковал его и в конце концов таранил, при этом был вынужден покинуть свой разрушенный при ударе самолет и спастись на парашюте.
Сбитый фашистский самолет-разведчик вместе с экипажем упал в районе деревни Тумботино.
Добавлено: Пн Авг 05, 2013 11:17 am Заголовок сообщения:
Советские публикации не приводили информации об экипаже сбитого самолета. Относительно недавно российские исследователи обнаружили в немецких архивах запись о потере 27.07.42 г. на маршруте Арзамас – Горький самолета Ju-88D-5 заводской № 430022 с экипажем: Olt. Dornemann M., Lt. Brause W., Uffz. Kenter E., Uffz. Ellinghaus J.
Судя по тексту известных мне документов, именно в случае тарана военные начальники, писавшие представление к награде, испытывали трудности при выборе формулировки причины, побудившей летчика прибегнуть к экстраординарному поступку. Их немного:
1. Отказало оружие. Такая формулировка бросает тень на качество советского авиавооружения и провоцирует проверки качества технического обслуживания самолетов в авиационном полку.
2. Летчик расстрелял весь боекомплект. Если в бою был единственный противник, возникает вопрос о плохо поставленной стрелковой подготовке в полку, что также обещает неприятности командованию полка.
3. Стремление летчика истребителя использовать последнюю возможность поразить воздушного противника. Например, стрелок бомбардировщика вел меткий ответный огонь и добился попаданий в атакующий истребитель, и полученные повреждения столь серьезны, что исключают возможность повторной атаки. Или у истребителя просто заканчивается топливо.
По совокупности известных подробностей создается впечатление, что именно третья из перечисленных причин побудила Шавурина на таран.
Обычной иллюстрацией рассказа о таране является картинка: винт истребителя, как циркулярная пила, отрезает хвост у вражеского самолета, а тот старается не мешать этому процессу. Например, такая картинка современного автора.
Не знаю, как Вы, уважаемый читатель, а я не воспринимаю картинок в ракурсе, который человек не может встретить в жизни. Великолепный фильм «Торпедоносцы». Почти документальные съемки. И вдруг в конце на зрителя наплывает кабина горящего самолета с убитым летчиком за штурвалом… Впрочем, у каждого свое восприятие, оно – дело вкуса… _________________ Всегда на связи!
Добавлено: Пн Авг 05, 2013 11:18 am Заголовок сообщения:
Но посмотреть на момент тарана с точки зрения атакующего или атакуемого, мне кажется, было бы любопытно.
Во время войны наши летчики совершили несколько сотен таранов. И возникали разнообразные ситуации. В трети случаев летчики, совершавшие таран, погибали, и рассказать, что и как происходило, не могли. В оставшихся двух третях может, кому-то и отпилили хвост, но удары крылом в крыло, или крылом в фюзеляж, или по кабине вражеского летчика не редки.
Шавурин крылом своего «МиГа» ударил по задней части фюзеляжа «Юнкерса», практически срезав хвостовое оперение.
Есть два представления Шавурина к Званию Героя СССР. Они различаются по времени подачи и по содержанию. В первом описание тарана 27.07.42, включает, как представляется, неуместные подробности, и имеющие право награждать приняли решение ограничиться орденом Ленина. Второе представление к званию Героя появилось после 27 декабря 1942 г., когда Шавурин, переведенный к этому времени в 910-й ИАП ПВО, опять сбил таранным ударом самолет-разведчик, теперь юго-восточнее города Борисоглебск.
И вновь Шавурин «разменял» самолеты и спасся на парашюте. В представлении в общих словах описаны оба тарана. Уже 14.02.43, то есть необычайно быстро, Петр Иванович удостоен звания Героя Советского Союза...
В справочной информации на П.И.Шавурина, составленной архивной службой Правительства Нижегородской области, утверждается, что всего за войну он сбил 17 самолетов. Но источники не указаны. Для летчика ПВО это необычайно много. Ведь у ПВО «сбивать самолеты противника» – не единственный способ защиты объекта.
Поскольку больше боевых наград у Петра Ивановича нет, то возникает вопрос, неужели за 15 сбитых самолетов противника его не наградили? Источники более компетентные, чем подразделение Нижегородского Правительства, утверждают. «Два сбитых тараном. Других нет». _________________ Всегда на связи!
Добавлено: Пн Авг 05, 2013 11:18 am Заголовок сообщения:
* * *
Борьба с дальними самолетами-разведчиками Люфтваффе была делом очень сложным не только для советской ПВО. Я долго подбирал примеры из опыта наших союзников. И остановился на случае удивительного сходства и в то же время резкого контраста со случаем перехвата немецкого разведчика, летевшего в Горький через Саров.
Вот что произошло тоже с русским по происхождению, но британским летчиком. Примерно через полтора месяца после встречи Петра Шавурина с «Юнкерсом» над Павлово-на-Оке, 12 сентября 1942 г. британские радиолокаторы засекли одиночный самолет, приближавшийся на большой высоте к Ла-Маншу. Это был немецкий разведчик Юнкерс Ju-86R, невооруженный, поскольку его рабочая высота превышала возможности известных немцам английских истребителей.
На его перехват взлетел истребитель «Спитфайр» Его пилотом был потомок известного дворянского рода, князь Эммануил Голицын. Необходимо пояснить, как он оказался в кабине английского высотного перехватчика. Родился он, как и Шавурин, в 1918 году, а в 1920 году его родители, спасая свои и его жизни, покинули Россию и обосновались в Англии. В 1940 году его мать погибла во время одной из немецких бомбежек Лондона. Э.Голицын добровольцем вступил в Королевские военно-воздушные силы. И в 1942 г. оказался в специальном высотном звене, целью которого было пресечь полеты немецких Ju-86P над Англией…
«Спитфайр» Голицына быстро набрал высоту 12 200 м. И вскоре Эммануил Владимирович немного выше своего самолета увидел «Юнкерс», который лишь отдаленно напоминал старый Ju-86 середины 30-х гг. Этот скорее был похож на парящую в небе подводную лодку с длинными крыльями. Невооруженный «Юнкерс» мог защищаться лишь маневром, и он попытался применить традиционную тактику – забраться повыше, но английский истребитель набирал высоту быстрее. Голицын вспоминал: «Я занял позицию для атаки приблизительно в 180 м позади него и выпустил трехсекундную очередь. В конце очереди мою левую пушку заклинило».
«Спитфайр» был вооружен двумя пушками в крыльях, разнесенными далеко от оси самолета. При несимметричной стрельбе только из одной пушки самолет начинает рыскать, что затрудняет прицеливание.
Самолет-разведчик активно маневрировал и смог уйти еще от двух атак. А затем Голицын потерял «Юнкерс» из виду. Запас топлива подходил к концу, и ему пришлось прекратить поиск врага и вернуться на базу.
Благополучно вернулся на свой аэродром и Ju-86R. В ходе осмотра самолета в его крыле была обнаружена пробоина от 20-мм снаряда. А экипаж в своем рапорте указал, что теперь «Спитфайры» способны достигать высоты полета Ju-86R.
Хотя Голицыну не удалось сбить высотный «Юнкере», он внес важный вклад в противовоздушную оборону Англии, продемонстрировав возможности новых высотных перехватчиков. Не имевшие оборонительного вооружения Ju-86R отныне могли стать их добычей, и командование Люфтваффе отозвало эти разведчики из Северной Франции.
Позже Голицину довелось воевать в составе нескольких истребительных эскадрилий. Он участвовал в боях в Италии, Франции. В ходе этих вылетов он смог сбить один FW-190. В публикациях о Э.Голицыне есть утверждение, что он говорил по радио на русском языке, чтобы создать у немцев впечатление, что на Западе действует русская эскадрилья.
Добавлю, что в 1998 году Э.Голицын побывал в России, присутствовал на церемонии перезахоронения останков царской семьи в Санкт-Петербурге. Умер князь Эммануил Владимирович в 2002 году, в том же, что и Герой Советского Союза Пётр Иванович Шавурин. _________________ Всегда на связи!
Добавлено: Пн Авг 05, 2013 11:46 am Заголовок сообщения:
Но как говориться,по прочтению оной статьи,вопросов не стало меньше,даже читая информацию из википики мы сразу же натыкаемся на несостыковки...
Вот инфа из вики:"27 июля 1942 года лейтенант Пётр Шавурин на самолёте МиГ-3 патрулировал в районе Горький — Павлово — Лысково. Через 15 минут после начала патрулирования со стороны Арзамаса показался Ju-88..."
А в статье сказано,что он вылетел на перехват уже обнаруженного самолёта,цитата:"27 июля ранним утром на аэродром Правдинск-Истомино поступило привычное донесение от постов ВНОС (посты воздушного наблюдения, оповещения, связи): одиночный самолет вошел в пределы Горьковской области с юго-запада и приближается к Арзамасу... "
На разных сайтах опять же то пишут про 17 сбитых самолётов,то не пишут ничего,для меня например достаточно странно,что такой геройский летчик как Шавурин за всю войну сбил только два самолёта и только тараном,да на войне всё было,но только два и только тараном,достаточно странно.Тут уже есть место для юмора...
Анекдот:
В очередной раз садясь в самолёт Шавурин сказал бортмеханику,Коля, сегодня ленты не заправляй,я их сегодня по старинке на темпераменте валить буду...
Опять же нигде не сказано что Пётр Иванович серьёзно поломался и долго лежал в госпитале после тарана под Павлово... _________________ Всегда на связи!
Но у нас есть свой так сказать участник событий,который предпринял попытку найти следы упавших самолётов,Шавуринского МИГ-3 и немецкого Ju-88.Передадим слово ему. _________________ Всегда на связи!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах