Кроме истребителя танков "Ягдтигр", фирма "Хеншель" разработала в 1944 году на базе танка "Королевский тигр" Т-VIВ еще одну самоходную установку - штурмовое орудие "Штурмтигр". Установка предназначалась для выполнения специальных задач, таких как борьба с долговременными огневыми точками. Установка была вооружена заряжаемой с дула 380-мм мортирой, стреляющей снарядами весом 345 кг.
Мортира устанавливалась в опорах боевой рубки, смонтированной в передней части танка. Рубка оснащалась механической лебедкой, лотком для заряжения мортиры и подъемным устройством для погрузки боеприпасов в машину. В ней также устанавливалась радиостанция, танковое переговорное устройство и приборы управления огнем. Самоходная установка имела сильное бронирование, очень большой вес и низкую маневренность. Она выпускалась малыми сериями до конца войны. Всего было выпущено 18 установок.
Постройку прототипа поручили фирме "Alkett" в начале октября 1943 года. 20 октября 1943 года прототип уже продемонстрировали Гитлеру на полигоне в Арисе в Восточной Пруссии. Прототип был создан на базе танка "Tiger". Рубка была собрана из литых стальных плит. После испытаний машина получила рекомендацию к серийному производству. В апреле 1944 года было решено использовать для выпуска штурмовых танков корпуса поврежденных и списанных "Тигров", а не новые шасси. С августа по декабрь 1944 года на фирме "Alkett" собрали 18 "Штурмтигров". 10 было готово в сентябре, а 8 в декабре 1944 года. Планы предусматривали выпуск 10 машин в месяц, но достичь таких показателей так никогда и не удалось.
Последний раз редактировалось: Starkus_P (Сб Авг 24, 2013 22:13 pm), всего редактировалось 1 раз
Серийные машины выпускались на базе шасси позднего типа, с цельнометаллическими опорными катками. Борта и ходовая часть остались без изменения, но лобовую броню корпуса частично срезали, чтобы установить угловатой формы рубку. Машина оснащалась стандартным 700-сильным двигателем "Maybach" HL230P45 и коробкой передач "Maybach OLVAR" OG 401216A (8 передач вперед и 4 назад). Запас хода 120 км, максимальная скорость 37,5 км/ч. Расход топлива 450 л на 100 км, емкость топливных баков 540 л. Габариты танка были несколько иными, чем у башенного варианта: длина 6,82 м ("Тигр" 8,45 м), ширина 3,70 м (3,70 м), высота 2,85 м/3,46 м с подъемным краном (2,93 м). Масса "Штурмтигра" достигала 65 тонн, тогда как башенный "Тигр" весил только 57 тонн. Рубка имела Толстые стены: 80-мм борта и 150-мм лоб. Рубки изготавливали на фирме "Brandenburger Eisenwerke". Фирма "Alkett" "реанимировала" подбитые "Тигры", а готовые машины поступали на склад в Берлине-Шпандау.
"Штурмтигр" был вооружен короткоствольным казнозарядным ракетометом "38 cm Raketenwerfer 61 L/5,4". Ракетомет вел огонь фугасными ракетами на дальность от 4600 до 6000 метров. Ракетомет оснащался телескопическим дальномером "РаК Zielfernrohr 3x8. Использовались ракеты двух типов: фугасные Raketen Sprenggranate 4581" (масса фугасного заряда 125 кг) и кумулятивные "Raketen Hohladungs-granate 4582". Кумулятивные ракеты могли пробивать слой железобетона толщиной 2,5 м.
Ракетомет был разработан фирмой "Rheinmetall-Borsing" из Дюссельдорфа, и первоначально предназначался для борьбы с подводными лодками. Ракетомет мог наводиться в горизонтальной плоскости на 10 градусов влево и вправо, а в вертикальной плоскости в секторе от 0 до 65 градусов (теоретически до 85 градусов). Отдача достигала величины 30-40 тонн.
Каждая ракета имела в длину почти 1,5 метра и весила 345-351 кг. Двенадцать ракет хранились на стеллажах внутри боевого отделения, тринадцатая помещалась в казенник ракетомета, а четырнадцатая лежала на тележке досылателя. Но большинство машин имело боекомплект только из 13 выстрелов, без одного на тележке досылателя.
"Штурмтигр" оборудовался ручным подъемным краном, смонтированном на задней части рубки. Кран использовался для погрузки боекомплекта. В нерабочем состоянии кран разбирали. На крыше рубки имелся двухстворчатый люк, через который внутрь боевого отделения грузили ракеты. В задней стене рубки находился круглый люк, который служил для эвакуации экипажа. В крышке люка устанавливали "Nahverteidigungswaffe" (9 cm NbK 39) для защиты кормы машины.
Экипаж "Штурмтигра" состоял из командира, наводчика, заряжающего, механика-водителя и радиста. Для непосредственной защиты "Штурмтигр" оснащался пулеметом MG-42 калибра 7,92-мм, смонтированным в шаровой установке ("Kugelblende") на лобовой броне. Боекомплект к пулемету составлял 600 патронов. Кроме того, в бортах рубки имелись бойницы для пистолета-пулемета M- 40. Боекомплект к MP-40 составлял 384 патронов. "Штурмтигр" оборудовали десятиваттным приемопередатчиком FuG5, а также интеркомом для связи между членами экипажа.
Вид на боевое отделение «Штурмтигра», захваченного британскими войсками весной 1945 года. Замок 380-мм бомбомёта отсутствует
Первый случай боевого применения "Штурмтигров" имел место 19 августа 1944 года в Варшаве. Всего для подавления варшавского восстания гитлеровцы использовали два "Штурмтигра". В Варшаве, по-видимому, "Штурмтигры" в первый и последний раз использовались по назначению. Позднее семь машин из 1000-й и 1001-й рот отправили в Арденны, где их планировалось использовать для поддержки наступления немецкой армии. В дальнейшем "Штурмтигры" применяли для обороны Рейха на Западном фронте.
Последний раз редактировалось: Starkus_P (Сб Авг 24, 2013 22:16 pm), всего редактировалось 1 раз
Всего было выпущено 18 "Штурмтигров", и они не оказали заметного влияния на ход войны. Все их боевые достоинства перечеркивались недостаточной надежностью ходовой части. Почти все машины были брошены или уничтожены своим экипажем после неустранимых поломок. В бою уничтожить "Штурмтигр" можно было только с помощью массированного артиллерийского обстрела или с помощью авиации. В январе 1945 года один выстрел "Штурмтигра" из 1001-й роты полностью уничтожил три американских танка М4 "Sherman".
Боевые характеристики:
Боевая масса 68 т
Размеры:
длина 6300 мм
ширина 3550 мм
высота 3000 мм
Экипаж 5 человек
Вооружение 1x380-мм мортира 1х7,92-мм пулемет
Боекомплект 13 выстрелов
Бронирование: лоб корпуса 150 мм
Тип двигателя карбюраторный "Майбах" типа HL230P30
Максимальная мощность 700 л.с.
Максимальная скорость 35 км/час
Запас хода 170 км
Последний раз редактировалось: Starkus_P (Сб Авг 24, 2013 22:25 pm), всего редактировалось 1 раз
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах